Главная » Файлы » Мои файлы

моя статья
2014-10-29, 8:46 PM


Развитие интереса ребёнка-дошкольника к чувашскому национальному костюму

«Надела я рубашку белую,
Рукава, подол в письменах.
Я узор рукавов читала-
Надо идти вечером.
Узор подола прочитала -
Придти надо рано утром»

Старинная народная песня,
Записана Н.И.Ашмариным

   Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа. В первые годы жизни он активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт. У него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности. В любой форме приобщения детей к культуре должна отстаиваться ее ценность и сущностная информация. Особенностью этого направления работы должно быть проживание ребенком чужого опыта - социально-исторического опыта народа, создавшего эту культуру, и нахождение в нем своего "Я".
В настоящее время назрела необходимость приобщения человека к культуре, традиции своего народа с раннего возраста Овладение смыслом орнаментальной образности произведений, может быть в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, познавательного, этического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме.
     Художественно - образные начало изделий народных мастеров вызывает у него художественно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, отсюда - познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. 
      Одним из средств воздействия на личность ребёнка является ознакомление их с чувашским народным костюмом. Костюм, содержащий в себе древние представления о красоте, небосводе со светилами, модели Вселенной, предстаёт перед нами как памятник, как человеческая ценность. Именно поэтому, важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.
 В процессе такого ознакомления происходит знакомство с играми, песнями, танцами чувашского народа и декоративно-прикладным искусством. Дети получают знания о своей Родине, знакомятся с обычаями и традициями своего народа. Знакомство детей с чувашскими народными праздниками помогает также развивать у них устойчивый интерес к чувашскому языку, истории родного края и национальной культуре, тем самым являясь эффективным полем воспитательного воздействия. Это своеобразная тропинка в удивительный мир народных традиций.
          В образовательный процесс введётся специально- организованные занятия по данной проблеме, которые проводятся  2 раза в неделю. На занятиях знакомят  детей с чувашским национальным костюмом, головным убором тухья, головным убором масмак, хушпу и т. д. Кроме того, дошкольники наглядно изучают, рассматривают изделия декоравно-прикладного искусства на национальных куклах, получают информацию о чувашских традициях, праздниках,посиделках, обрядах.
        Сделать занятия интересным и понятным помогают игры. Ребёнок с большим удовольствием играет с взрослым и вместе с тем непреднамеренно, легко и быстро усваивает материал. Для обогащения игр детей  приобретается и изготавливается развивающие и дидактические игры с национальным содержанием. В дидактических играх уточняются и закрепляются, приобретаются новые знания и представления. Например: «Наряди куклу», «Подбери кукле наряд», «Домино», «Дополни элемент» и др. В сюжетно-ролевых играх дети с помощью национальных кукол моделируют реальные жизненные ситуации, знакомятся с национальными костюмами, традициями чуваш. Кроме того, для педагогов ДОУ и для родителей ДОУ  показывают открытые занятия с детьми по ознакомлению детей с чувашским костюмом с использованием национальных кукол. С целью информитазации педагогического процесса   проводится занятие «Волшебная сила тухьи» с мультимедийным сопровождением. В процессе работы над проблемой дети получают более углубленные знания о чувашском национальном костюме, а использование национальных кукол способствовло повышению интереса детей, развитию их внимания, сосредоточенности, способности воспринимать и понимать красоту чувашского узора.
Актуальность выбранной темы  обусловлено выполнением закона Чувашской Республики «Об образовнии», закона «О языках в Чувашской Республике», «Программы воспитания ребёнка-дошкольника» под ред. О.В.Драгуновой, «Программы художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства», составитель Л. Г. Васильева, также этнографической средой Чувашской Республики, в которой проживает более 50 национальностей, среди которых национальный состав чуваш составляет около 80 %.

     Литература
1.  Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно -прикладного искусства (под ред. Л.Г.Васильевой ) - Чебоксары:ЧРИО, 1996.
2.  Васильева, Л.Г.Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента .Учебно-методическое пособие. Чебоксары : Издательство Чувашского республиканского института
образования,2002.-144с.
3. Васильева , Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликация дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет/Л.Г.Васильева .-Чебоксары: Новое время,2006.-104 с.
4. Трофимов, А. А. Антропоморфизация модели мира и народный женский костюм чувашей // Актуальные вопросы истории и теории чувашского искусства. - Чебоксары, 1979.-С. 3.-45.
5. Никитин, Г.А. Этноэстетическая составляющая национального костюма/ Г.А.Никитин // Народная школа. -2009.-№3.-С.35-39.
6. Васильева ,Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары:  «Новое время» , 2005.-88с.
7. Богатеева, З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья: Кн. для воспитателей детского сада. -Чебоксары: Изд-во ЧРИО,2003.-123с.

Категория: Мои файлы | Добавил: Lyuba
Просмотров: 996 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar